Бондаренко Екатерина Александровна, учитель-логопед высшей квалификационной категории, педагог-психолог, учитель-дефектолог

Юридическая информация: администратором (и лицом несущим всю ответственность за всё содержание, включая файлы) сайта 30572.maam.ru и данной страницы является пользователь МААМ Екатерина Бондаренко (УИ №2019259, действует на основе Пользовательского Соглашения МААМ). СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

План-схема характеристики звука

Основой для обучения детей правописанию является учение о фонемном составе слова. Все программы графоорфографических действий, которые необходимо выполнить при написании слов, базируются на фонематическом анализе.

Д.Б. Эльконин писал, что от уровня осознания ребенком звуковой действительности языка и строения звуковой формы слова зависит усвоение не только грамоты, но и грамматики, и орфографии.

Звук – единица абстрактная. Она не подкреплена сильной чувственной основой, как буква. Букву можно создать своей рукой, нарисовать, вырезать (т.е. включить наглядно-действенное мышление). Детям с речевыми нарушениями осознание звука, как единицы речи, дается еще сложнее. Они часто путают понятия «звук » - «буква », «гласные и согласные звуки », с трудом применяют в своей речи термины, используемые при изучении звукового анализа. В основе ошибок также могут лежать недостаточно продуманные методические приемы обучения - введение в работу всего спектра характеристик звуков в течение слишком короткого времени, в результате чего не успевает сформироваться связь «звук – артикуляция – термин».

Для предупреждения появления ошибок в письменных работах детей, связанных с недостаточной сформированностью навыков звукового анализа и синтеза, необходимо использовать такую технологию обучения, которая предполагает поэтапное, последовательное, логически построенное изучение всех характеристик звуков. Использование наглядности при формировании и коррекции фонематического анализа способствует более прочному усвоению материала.

Дидактическое пособие «План – схема характеристики звука» помогает учащимся осознать, что такое «звук» и «прочувствовать» его, подключая другие анализаторы. У детей развивается способность слышать себя и ощущать движения органов артикуляции. Таким образом, формируются устойчивые ассоциативные связи между акустическим образом звука, его артикуляционным укладом и термином. С опорой на план-схему дети учатся давать характеристику любому звуку. Кроме того, данное пособие способствует выработке алгоритма действий и оказывает помощь в планировании речевого высказывания, что является сложной задачей для детей с нарушением речи.

Цель: развитие фонематических процессов и формирование навыков звукового анализа и синтеза слов детей:

- обучать умению различать звуки и характеризовать их по основным акустическим и артикуляционным признакам; 

- тренировать в использовании правильной терминологии в самостоятельной речи, активизировать речевые высказывания; 

- учить применять полученные знания и умения при выполнении звуко-буквенного и фонетического разбора слова;

Модуль «Звуки речи»

  1. Понятие «звуки речи». Привлечение внимания учеников к звукам как явлению окружающего мира. Осмысливание информационной значимости звуков и способа их
    образования.
  2. Артикуляционный аппарат человека и способы образования звуков речи.
  3. Классификация звуков по способу произнесения – наличие или отсутствия преграды во рту. Упражнения на различение и группировку звуков по наличию или отсутствию преграды во рту.

Примечание: «Звук» - это наименьшая частица речи. Гласные звуки тянутся, а согласные произносятся как «выстрел». Произносить согласные звуки следует кратко, без призвука «э» (бэ, лэ). Звук [а ] [ м] [ б ] [ л ] – твердый звук, [ л’] - мягкий звук.

Модуль «Гласные звуки»

  1. Понятие «Гласный звук ». (Изображение губ в красной рамке.) Формирование и закрепление связи «звук – отсутствие преграды – гласный звук ». Выделение гласных [а о у ы э и ] из групп изолированных звуков.
  2. Обозначение гласных звуков в схеме слова в начале, в середине, в конце. Формирование и закрепление связи «звук – отсутствие преграды – гласный звук – красный цвет»
  3. Определение количества гласных звуков в группе звуков, в словах. Определить сколько звуков в звукосочетаниях : ау, иа, уау, оаиу и т.д.
  4. Понятия «ударный и безударный гласный звук» (Обозначение ударного гласного черным треугольником).

Повторение звукосочетаний с разным ударением: ау’ а‘у ауи‘ ау‘и
Отхлопывание ритмических схем: Хх ххХ Ххх
Х - громкий хлопок, х – тихий хлопок

Примечание: В русском языке 6 гласных звуков [а о у ы э и ] и 10 гласных букв А О У Э Ы И Я Ё Ю Е. Буквы Я Ё Ю Е обозначают два звука
Я [ й’а ], Ё [ й’о ], Ю [ й’у ], Е[ й’э ].

Модуль «Согласные звуки»

1. Понятие «согласный звук». (Изображение губ в синей рамке) Формирование и закрепление связи «звук – наличие преграды – согласный звук». (Акцентируем внимание на том, что вся информация о согласных звуках дается в синей рамке).

Дифференциация гласных и согласных звуков с опорой на органы артикуляции. Закрепление в активной речи терминов «гласный звук», «согласный звук».

2. Мягкие и твердые согласные звуки.

Упражнять в различении и произнесении мягких и твердых согласных звуков с опорой на уклад органов артикуляции и движения губ и языка.
Формирование связей «звук – наличие преграды – твердое звучание – синий цвет»; «звук – наличие преграды – мягкое звучание – зеленый цвет»
Обозначение определенным цветом мягких и твердых согласных в схемах слов.
Запись слогов в две строчки (твердый – мягкий) при изучении пар гласных букв (А – Я, О – Ё, У- Ю, Ы -И, Э- Е).

3. Звонкие и глухие согласные.

Классификация согласных звуков по звонкости – глухости с опорой на слуховое восприятие и тактильное ощущение работы голосовых связок. При произнесении звонких согласных голосовые связки вибрируют.

Примечание. Положить ладонь на горло и произносить звуки, акцентируя внимание на вибрацию связок [ж]- [ш], [з] -[с], [р] - [х].

Упражнять в правильном произнесении звуков в изолированном виде без призвука [э].

4. Парные и непарные согласные звуки.

Показать сходство и различие парных согласных. Упражнять в запоминании парных и непарных согласных. Парные звуки имеют одинаковый артикуляционный уклад. В этом их сходство. Различие в том, что в паре один звук звонкий, а другой – глухой.
[б]- [п], [б’] -[п‘].

f00f2019259a1736662828d51.jpg

12 января 2025 в 09:20

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.