Бондаренко Екатерина Александровна, учитель-логопед высшей квалификационной категории, педагог-психолог, учитель-дефектолог
Юридическая информация: администратором (и лицом несущим всю ответственность за всё содержание, включая файлы) сайта 30572.maam.ru и данной страницы является пользователь МААМ Екатерина Бондаренко (УИ №2019259, действует на основе Пользовательского Соглашения МААМ). СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. |
План-схема характеристики звукаОсновой для обучения детей правописанию является учение о фонемном составе слова. Все программы графоорфографических действий, которые необходимо выполнить при написании слов, базируются на фонематическом анализе. Д.Б. Эльконин писал, что от уровня осознания ребенком звуковой действительности языка и строения звуковой формы слова зависит усвоение не только грамоты, но и грамматики, и орфографии. Звук – единица абстрактная. Она не подкреплена сильной чувственной основой, как буква. Букву можно создать своей рукой, нарисовать, вырезать (т.е. включить наглядно-действенное мышление). Детям с речевыми нарушениями осознание звука, как единицы речи, дается еще сложнее. Они часто путают понятия «звук » - «буква », «гласные и согласные звуки », с трудом применяют в своей речи термины, используемые при изучении звукового анализа. В основе ошибок также могут лежать недостаточно продуманные методические приемы обучения - введение в работу всего спектра характеристик звуков в течение слишком короткого времени, в результате чего не успевает сформироваться связь «звук – артикуляция – термин». Для предупреждения появления ошибок в письменных работах детей, связанных с недостаточной сформированностью навыков звукового анализа и синтеза, необходимо использовать такую технологию обучения, которая предполагает поэтапное, последовательное, логически построенное изучение всех характеристик звуков. Использование наглядности при формировании и коррекции фонематического анализа способствует более прочному усвоению материала. Дидактическое пособие «План – схема характеристики звука» помогает учащимся осознать, что такое «звук» и «прочувствовать» его, подключая другие анализаторы. У детей развивается способность слышать себя и ощущать движения органов артикуляции. Таким образом, формируются устойчивые ассоциативные связи между акустическим образом звука, его артикуляционным укладом и термином. С опорой на план-схему дети учатся давать характеристику любому звуку. Кроме того, данное пособие способствует выработке алгоритма действий и оказывает помощь в планировании речевого высказывания, что является сложной задачей для детей с нарушением речи. Цель: развитие фонематических процессов и формирование навыков звукового анализа и синтеза слов детей: - обучать умению различать звуки и характеризовать их по основным акустическим и артикуляционным признакам; - тренировать в использовании правильной терминологии в самостоятельной речи, активизировать речевые высказывания; - учить применять полученные знания и умения при выполнении звуко-буквенного и фонетического разбора слова; Модуль «Звуки речи»
Примечание: «Звук» - это наименьшая частица речи. Гласные звуки тянутся, а согласные произносятся как «выстрел». Произносить согласные звуки следует кратко, без призвука «э» (бэ, лэ). Звук [а ] [ м] [ б ] [ л ] – твердый звук, [ л’] - мягкий звук. Модуль «Гласные звуки»
Повторение звукосочетаний с разным ударением: ау’ а‘у ауи‘ ау‘и
Примечание: В русском языке 6 гласных звуков [а о у ы э и ] и 10 гласных букв А О У Э Ы И Я Ё Ю Е. Буквы Я Ё Ю Е обозначают два звука
Модуль «Согласные звуки»1. Понятие «согласный звук». (Изображение губ в синей рамке) Формирование и закрепление связи «звук – наличие преграды – согласный звук». (Акцентируем внимание на том, что вся информация о согласных звуках дается в синей рамке). Дифференциация гласных и согласных звуков с опорой на органы артикуляции. Закрепление в активной речи терминов «гласный звук», «согласный звук». 2. Мягкие и твердые согласные звуки. Упражнять в различении и произнесении мягких и твердых согласных звуков с опорой на уклад органов артикуляции и движения губ и языка.
3. Звонкие и глухие согласные. Классификация согласных звуков по звонкости – глухости с опорой на слуховое восприятие и тактильное ощущение работы голосовых связок. При произнесении звонких согласных голосовые связки вибрируют. Примечание. Положить ладонь на горло и произносить звуки, акцентируя внимание на вибрацию связок [ж]- [ш], [з] -[с], [р] - [х]. Упражнять в правильном произнесении звуков в изолированном виде без призвука [э]. 4. Парные и непарные согласные звуки. Показать сходство и различие парных согласных. Упражнять в запоминании парных и непарных согласных. Парные звуки имеют одинаковый артикуляционный уклад. В этом их сходство. Различие в том, что в паре один звук звонкий, а другой – глухой.
12 января 2025 в 09:20
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.